Описание храмов села Алферьево

В 1896-1898 гг. преподаватели Владимирской Семинарии В. Березин и В. Добронравов выпустили сборник «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Одна из глав которого посвящена храмам с. Алферьево.

 

Приведем текст этой главы.

Село Алферьево расположено при рѣчкѣ Санебѣ и находится отъ уѣзднаго города въ 55 верстахъ, а отъ губернскаго города въ 90 верстахъ.

Въ настоящее время въ селѣ Алферьевѣ двѣ каменныя церкви, съ каменною же колокольнею: холодная – въ честь Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы, съ придѣломъ въ честь Казанской иконы Божіей Матери, и теплая – во имя Святителя и Чудотворца Николая, однопрестольная.

Холодный Благовѣщенскій храмъ сооруженъ въ 1697 году средствами архимандрита Ѳеодосія, какъ свидѣтельствуетъ о томъ надпись, сдѣланная въ олтарѣ на сѣверной стѣнѣ: «Лѣта 7205 іюля въ 29 день построилъ сію святую церковь съ трапезою и съ колокольнею каменное по обѣщанию своему Архимандритъ Ѳеодосій за сіе строеніе за просфорами и за упокой ево архимандрита Ѳеодосія такожде и ево родителей поминать рабовъ Божіихъ іеромонаха Никодима, схимонаха Нестора монаха Нифонта, монаха Нифонта монаха Аввакума схимонахини Ѳевроніи Іоанна, Григорія Мины Ирины Ульянеи Ксеніи Петра вживыхъ іерея Іоанна Игнатія ермонаха Аввакума Елены дѣвицы схимонаха Гурія схимонаха Ѳерапонта Инокини схимницы Наталіи Анны Іоанна младенца;» подобная же надпись высѣчена и на западной стѣнѣ храма. Кто былъ архимандритъ Ѳеодосій, — неизвѣстно; никакихъ біографическихъ о немъ свѣдѣній не сохранилось; а равно также неизвѣстно, гдѣ он и указанныя въ надписи лица погребены; при церкви же Благовѣщенской нѣтъ ни древнихъ склеповъ, ни дневнихъ надгробныхъ памятниковъ, которые бы указывали на мѣсто ихъ погребенія.

Храмъ Благовѣщенскиій отличается высотою; имѣетъ форму квадрата съ полукруглымъ алтаремъ; вѣнчается пятью грушевидными главами съ осмиконечными крестами; наружныя стѣны украшены различными лѣпными изображеніями и колоннами. Главный престолъ обитъ листовой мѣдью; надъ нимъ – сѣнь, утвержденная на четырех столбахъ и украшенная сверху вызолоченною рѣзьбою; внутри же сѣни изображены Тріипостасный Богъ и символы Ветхаго и Нового завѣта; иконостасъ пятиярусный съ гладкими колоннами; царскія двери въ немъ глухія и совершенно гладкія, съ обычными изображеніями Благовѣщенія и евангелистовъ.

Болѣе ста лѣтъ храмъ сей существовалъ въ своемъ первоначальномъ видѣ, а потомъ произведены слѣдующія измѣненія: въ началѣ настоящаго столѣтія (около 1809 года) къ южной сторонѣ храма пристроенъ усердіем прихожанъ придѣлъ съ престоломъ въ честь Казанской иконы Божіей Матери; въ 1852 году церковь покрыта желѣзомъ, вмѣсто бывшей черепицы; въ 1861 году иконостасъ былъ вызолоченъ; наконецъ, въ 1873 году стѣны въ крамѣ расписаны священными изображеніями. Въ этомъ видѣ церковь существуетъ до настоящаго времени.

Колокольня построена одновременно съ церковію и на средства того же архимандрита Ѳеодосія, какъ показываетъ вышеприведенная надпись на стѣнѣ въ алтарѣ; въ устройствѣ своемъ она ничего особеннаго не представляетъ. На ней имѣется старинный колоколъ 1789 года, съ надписью: «Вылитъ сей колоколъ въ селе Оферіево къ церквѣ Благовѣщенія Прествятыя Богородицы тщаніемъ прихоцкихъ людей и доброходныхъ дателей весу 104 пуд. 36 фун. Лилъ сей колоколъ мастеръ Алексѣй Синцовъ чебоксарь 1789 года декабря дня.» На колоколѣ вылиты изображенія Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы, Казанской Божіей Матери и Святителя и Чудотворца Николая съ мечемъ и церковію въ рукахъ; а вверху колокола находятся изображенія птицъ и растеній.

Изъ священныхъ предметовъ, находящихся въ сей церкви, по своей древности заслуживаютъ вниманіе слѣдующіе: 1) изъ св. иконъ: икона Воскресенія Христова съ анокрифическимъ изображеніемъ Ангела, бичующаго діавола; икона Казанской Божіей Матери; икона Св. Великомученика Георгія и икона Святителя и Чудотворца Николая; всѣ эти иконы пользуются особеннымъ почитаніемъ прихожанъ; 2) из утвари: Евангеліе на александрійской бумагѣ, въ четвертую долю листа, въ сребропозлащенномъ окладѣ, печати 1657 года, пожертвованное строителемъ храма, архимандритом Ѳеодосіемъ, какъ показываетъ сдѣланная по листамъ надпись; Евангеліе на александрійской бумагѣ, въ листъ, печати 1763 года; напрестольный серебряный крестъ, пожертвованный тѣмъ же архимандритом Ѳеодосіемъ; дубовый крестъ, имѣющий форму и величину напрестольнаго креста; на лицевой сторонѣ его въ вырѣзанномъ углубленіи изображено распятіе Господа нашего Іисуса Христа съ предстоящими Божіей Матерью и ап. Іоанномъ; вверху креста – Успеніе Божіей Матери; на задней сторонѣ креста изображены: въ срединѣ – Св. Великомученикъ Георгій, по правую сторону его – св. безсребрянники Козьма и Даміанъ, а по лѣвую – св. Флоръ и Лавръ; снизу креста ап. Іаковъ и препод. Евдокія; желѣзная чаша для освященія воды; брачные деревянные вѣнцы, имѣющіе форму короны, совершенно гладкіе и сверху открытые; на передней сторонѣ мужскаго вѣнца изображенъ Господь Вседержитель съ архангелами Гавріиломъ и Михаиломъ, по сторонамъ – св. цари Левъ и Константинъ, а на задней сторонѣ – Херувимъ; на лицевой сторонѣ женскаго вѣнца изображена Казанская Божія Матерь, по сторонамъ – св. царицы Ѳеодора и Елена и царицы … (не разобрано), на задней же сторонѣ вѣнца – Херувимъ; 3) изъ ризницы замѣчательны по древности и украшенію двои воздухи малиноваго бархата; въ срединѣ ихъ вышиты китайскимъ жемчугомъ осмиконечные кресты, копіе и трость, окруженные жемчужнымъ же сіяніемъ; по сторонамъ воздуховъ – лики херувимовъ, шитые черной шерстью, крылья же на одномъ воздухѣ вынизаны китайскимъ жемчугомъ, а на другом – шиты золотомъ; края воздуховъ обложены мишурной бархамой съ мишурными же по углам кистями; 4) изъ богослужебных книгъ: Остоихъ печати 1683 года и Типиконъ печати 1672 года.

Теплая церковь Святителя и Чудотворца Николая по своему происхожденію древнѣе Благовещенской церкви; но время основанія ея неизвѣстно. Въ 1783 году, вмѣсто бывшей деревянной церкви, въ честь Святителя и Чудотворца Николая усердіемъ прихожанъ построена каменная церковь; эта церковь существуетъ до настоящаго времени.Со времени ея построенія въ ней сдѣланы измѣненія: въ началѣ текущаго столѣтія вмѣсто стариннаго иконостаса, перенесеннаго изъ бывшей деревянной церкви, поставленъ новый иконостасъ; въ двадцатыхъ годахъ – этотъ иконостасъ былъ вызолоченъ; а въ 1867 году стѣны въ церкви расписаны священными картинами.

Изъ св. иконъ, хранящихся въ сей церкви, по своей древности замѣчательны двѣ: икона Рождества Христова съ апокрифическимъ изображеніемъ женщины, обмывающей новорожденнаго Младенца Іисуса, и икона Иверской Божіей Матери, на ризѣ ея вырѣзана слѣдующая надпись: «Сей образъ написанъ съ чудотворнаго образа Иверской Божіей Матери во градѣ Москвѣ у Воскресенскихъ вротъ»…

Церковные документы хранятся въ цѣлости: копіи метрическихъ книг съ 1802 года и исповѣдныхъ росписей съ 1829 года. Опись церковнаго имущества имѣется и хранится въ церковной ризницѣ.

Земли при церкви: усадебной одна десятина 1,768 кв. саж., сѣнокосной одна десятина 200 квадр. саж. и пахатной 31 десятина 665 квадр. саж. Планъ на землю и межевая книга имѣются и хранятся въ церковной ризницѣ.

Причта по штату назначено: два священника, діаконъ и два псаломщика. – На содержаніе свое причтъ получаетъ годоваго дохода до 1,021 р. въ годъ. Церковно-общественныхъ домовъ для членовъ причта не имѣется.

Приходъ: село и деревни: Знамово, Калинкино, Логиново, Ступкино, Ситниково, Голянищево, Ширяево, Ѳедино, Чиганово, Никулино, Зиново, Берлово, Вантино, Рождество, Иваньково, Романцево, Клинцево, Пелгусово, Антилофьево и усадьба Пустошка. – Всѣхъ дворовъ въ приходѣ 299, душъ мужескаго пола 954 и женскаго пола 1,052 души; въ том числѣ  раскольниковъ: мужескаго пола 7 душъ и женскаго пола 5 душъ.

С 1882 года въ селѣ существуетъ земское народное училище и помѣщается въ собственномъ домѣ.

Добавить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены звездочками (*).

Закрыть