Уроки мужества лётчика — штурмовика

К 95- летию со дня рождения Героя Советского Союза
Сухорукова Ивана Александровича

У Свято-Никольского храма села Алферьева находится Георгиевская часовня. На ней размещены мемориальные плиты с именами земляков, не вернувшихся в родные края с полей сражений Великой Отечественной войны.На одной из гранитных плит высечено и имя знаменитого уроженца этих мест, Героя Советского Союза, лётчика-штурмовика Сухорукова Ивана Александровича (1922- 1998). Родился будущий Герой 23 марта 1922 года в деревне Иваньково в крестьянской семье. В стенах Никольской зимней церкви села Алферьево он был крещён и наречён Иваном. Его отец – Александр Андреевич, участник Первой мировой войны, награждён за храбрость Георгиевским крестом.
После окончания Большеклочковской школы Иван Сухоруков обучался в ФЗУ г. Иваново, посещал местный аэроклуб. В сентябре 1941 года он оперативно закончил школу пилотов г. Серпухова, где в срочном порядке переучился для полётов на самолёте «Ил-2». В октябре этого года он уже на передовой выполняет самые трудные задачи командования. Иван Александрович освобождал от неприятеля Северный Кавказ, Кубань, Крым, Украину, Белоруссию, Польшу, Германию.

Май 1945г. И.А.Сухоруков в Берлине.

В представлении на звание Героя Советского Союза, подписанном командиром 805 штурмового авиационного полка подполковником Колесниковым, сказано: «За произведённый 81 вылет и уничтоженные при этом: 15 танков, 75 автомашин с грузом и живой силой, 15 повозок с грузом, 6 полевых орудий, 2 цистерны с горючим, 1 легковую машину, 2 зенитных орудия, 4 зенитных пулемёта, за взорванный склад с боеприпасами, за сбитый самолёт противника МЕ-109 и уничтоженные до 420 солдат и офицеров противника, за геройские подвиги, проявленные вбоях, и отличное выполнение заданий командования, за умелое руководство подчинённым составом, за произведённые 60 боевых вылетов в качестве ведущего без потерь ведомых – достоин представления к высшей правительственной награде – званию «Герой Советского Союза». Указ Президиума Верховного Совета СССР был подписан 15 мая 1946 года, штурману 805-го авиационного полка И.А.Сухорукову была вручена медаль «Золотая звезда» и орден Ленина. Среди наград прославленного лётчика – 4 ордена Красного Знамени, 2 ордена Красной Звезды, ордена Отечественной войны 1 и 2 степеней, 18 медалей.
После войны Иван Александрович летал на первых реактивных истребителях, закончил Военно-Воздушную Академию. Долгие годы был заместителем начальника авиационно-технического училища в городе Даугавпилс. Затем трудился главным инженером агропромышленного объединения. В конце жизни вынужден был как беженец покинуть Латвию и переселиться в город-Герой Смоленск.
Последний раз в родных краях Иван Александрович побывал летом 1995 года.

Скончался 21 февраля 1998 года. Погребение состоялось на воинском кладбище в день Российской армии 23 февраля.
Память полковника авиации, Героя Советского Союза, И.А.Сухорукова увековечена памятной доской на здании Большеклочковской школы, в которой он обучался. Его имя высечено на мемориальной часовне Георгия Победоносца в селе Алферьево, на памятной доске «Герои-тейковчане» в городе Тейково. Во всероссийском пантеоне Славы на Поклонной горе тоже можно найти имя прославленного воина.

Тейковский писатель Иннокентий Миронов написал об Иване Александровиче очерк «Слагаемые подвига», а поэт Владимир Есин посвятил ему стихотворение «Небу молится Россия»:

Вам взлёт! –
Уходят эскадрильи,
Туда, где правит бал война…
И небо пенится о крылья,
И рвётся в клочья тишина.
Вам взлёт! –
И тянут ветви-руки
Им вслед окрестные леса.
Вам взлёт!
И лётчик Сухоруков
«Ил» поднимает в небеса.
И давит даль тяжёлой синью,
И пламенеет горизонт, –
И небу молится Россия,
И продолжается полёт!

Портрет Героя И.А.Сухорукова

В мемуарах Маршала авиации С. И. Руденко встречается упоминание о старшем лейтенанте Сухорукове. Далее мы приведём небольшой отрывок из книги Маршала «Над Вислой, Одером и Берлином».
« В январе 1945 года Красная Армия начала невиданное по размаху и силе ударов зимнее наступление – Висло-Одерскую операцию. Наступление охватило фронты от Балтийского моря до Дуная. 14 января рано утром двинулись на врага войска Первого Белорусского фронта. Радость начала великих боёв была омрачена плохой нелётной погодой. Над рекой Вислой стоял густой туман. Но разве могли лётчики сидеть без дела, когда сухопутные войска вели смертельные бои с врагом, нуждались в помощи авиации. Парой звеньев-штурмовиков они вылетали на поле боя. Здесь очень пригодилась напряжённая подготовка к операции. Лётный состав наизусть знал построение обороны врага и умел моментально по едва уловимым признакам найти объект для ударов. Это стало решающим фактором в успешных боевых действиях. Самолёты ИЛ-2 под командованием старшего лейтенанта Ивана Александровича Сухорукова, штурмана 805-го штурмового авиационного полка, вылетели на боевое задание.
В районе населённого пункта Варка ведущий обнаружил около двенадцати танков и более двух батальонов пехоты, развёрнутые в боевые порядки. Противник намеревался предпринять контратаку во фланг наступавшим войскам. Сухоруков доложил об этом командиру 6-го штурмового авиационного корпуса генералу Б. К. Токареву, который находился на командном пункте 5-й Ударной армии, предупредил о нависшей опасности пехоту.
Затем атаковал вражеские танки. После первого захода штурмовиков от метко сброшенных противотанковых бомб несколько танков остались догорать на поле боя. Пехота противника, спасаясь от пулемётно- пушечного огня, залегла. И. А. Сухоруков со своим ведомым делают ещё семь заходов, оставаясь на поле боя до полного израсходования боеприпасов. А в это время подошли другие группы штурмовиков. Они довершили разгром противника».
Сохранились воспоминания и непосредственного участника тех событий, Героя Советского Союза И. А. Сухорукова. Впервые они были напечатаны 7 мая 1966 года в тейковской районной газете «Ленинский путь». Сегодня и мы имеем возможность познакомиться с ещё одной страницей героического прошлого наших предков.

Во имя Родины…

Среди сослуживцев в года войны (А.И.Сухоруков в первом ряду второй с права)

Нашему штурмовому соединению была поставлена задача: поддерживать наступление 5-й ударной армии, наступавшей с берегов Вислы на Берлин. Но погода была крайне неблагоприятной. Правый берег реки и весь район базирования нашей авиации закрыл густой туман. Синоптики не обещали улучшения погоды в течение дня. Настроение у лётчиков испортилось. Наши сухопутные войска наступали, а мы не могли ничем им помочь.
И вдруг командира полка, подполковника Н.М. Косникова, вызывает к телефону командир соединения генерал Токарев и ставит задачу: «Найти двух «разбойников» – штурмовиков, которым во что бы то ни стало следовало пробиться в район действия сухопутных войск и оказать им поддержку».
Выполнить столь сложную задачу выпало счастье мне с ведомым лётчиком – лейтенантом Виктором Куклиным. Было мало вероятности вернуться с задания живыми, но мы меньше всего об этом думали. Наши мысли устремились на поле боя.
Через 5 минут произвели штурманский расчёт и проложили маршрут. Через 10 минут были на аэродроме. В люках самолётов – противотанковые бомбы. Под крыльями – реактивные снаряды. Пушки заряжены.
Последнее напутствие командира полка: «Во имя Родины желаю успеха». Запускаем моторы. Выруливаем на середину лётного поля. Впереди никакой видимости. Взлетаем парой по ощущению самолёта. Нервы напряжены до предела. Но вот последний толчок о землю – и мы в воздухе. Напарник молодец, держится на парадной дистанции и интервале.
Берём курс и на бреющем полёте следуем в заданный район. Земля еле-еле просматривается. Впереди 25 минут напряжённого полёта. Вот под нами и Висла, характерный её изгиб. И чудо – её левый берег свободен от тумана. Видимость хорошая.
Нас по радио вызывает представитель командования, находящийся вместе с наступающими войсками, и сообщает место расположения изготовившегося к контратаке противника. Да мы и сами видим. Туда летят серии зелёных ракет с передовых наступающих подразделений, а в расположении врага рвутся снаряды.
По-прежнему летим на бреющем полёте, хорошо видны цепи наступающих воинов. Бойцы нас приветствуют, машут руками, кидают вверх шапки. Мы также приветствуем наших, качаем им крыльями.
Первый удар наноси м по танкам и самоходным установкам немцев противотанковыми бомбами. В последующих заходах уничтожаем пехоту реактивными снарядами и пушечным огнём. Враг не ожидал появления нашей авиации в этот день и оказал незначительное сопротивление. После удара в расположении врага горело несколько танков. Были убиты десятки немецких солдат и офицеров.
Когда уходили от поля боя, нас также всюду приветствовали советские бойцы. По радио мы получили благодарность от сухопутного командования за оказанную помощь.
Итак, задание выполнено, но надо выйти на аэродром и произвести посадку. Вновь пересекаем Вислу и входим в туман. Те же напряжённые условия 25-минутного полёта. Надо сохранить дорогостоящую технику и жизнь экипажа. И мы сделали всё, что было в наших силах. Вышли на аэродром и в труднейших условиях произвели посадку.

Запомнился подвиг, совершённый молодыми лётчиками. На третий день наступления наших войск с Магнушевского плацдарма комсомольцы – лейтенанты Виктор Куклин и Геннадий Коняхин штурмовали скопление немецких эшелонов на железнодорожной станции Скерневизе (западнее Вашавы). Рвались боеприпасы, цистерны с горючим. Множились очаги пожаров, а штурмовики, не страшась плотного зенитного огня, продолжали делать заход за заходом.
Но вот в мотор самолёта Куклина попадает заряд. Лётчик производит посадку на фюзеляж вблизи станции на виду у гитлеровцев. Куклин и воздушный стрелок, выбравшись из кабин, занимают оборону. Их выручает Г.Коняхин. Видя, что боевые друзья в опасности, он принимает рискованное, но оправданное решение: выпускает шасси и садится рядом с подбитым самолётом, забирает друзей в заднюю кабину и, на глазах разъярённых фашистов, взлетает.
Этот подвиг лётчика Коняхина на второй день стал известен всем воинам первого Белорусского фронта.

Герой Советского Союза
И. А. Сухоруков

Добавить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены звездочками (*).

Закрыть