Рождественский сочельник
6 января, ПЯТНИЦА — НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК.
«И вхо́дим в трапе́зу, и яди́м варе́ние со еле́ем, ры́бы же не яди́м. Вино́ же пие́м, благодаря́ще Бо́га» (Типикон, 25 декабря). В Рождественский сочельник церковные правила предписывают наиболее строгое пощение, напоминая древний обычай оглашенных, готовящихся к принятию Таинства Крещения. В Русской Церкви издавна существует благочестивый обычай поститься до позднего вечера – до появления первой звезды.
СОЧЕЛЬНИК — канун светлого праздника Рождества Христова. Название происходит от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.
Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа. Наши предки, чтобы продолжить пост сочельника и тогда, когда богослужение окончилось довольно рано, благочестиво вспомнили звезду – благовестницу Рождества Христова, и изрекли правило – не вкушать пищи до появления звезды.
Московским митрополитом Филаретом относительно усиленного поста в навечерие Рождества Христова были высказаны следующие соображения. – Образец поста пред Рождеством Христовым есть пост пред Пасхою.Образец сочельника Рождества есть Великая суббота. Протяженный пост Великой субботы, купно с Великим пятком, есть точное исполнение слов Господних: «егда отымется от них (т. е. сынов брачных) жених, и тогда постятся в тыя дни» (Мр. 2, 20). Притом протяженный пост предпраздничного дня полезен для того, чтобы вступить в духовное торжество праздника, в воскрилении духа, а не в тягости плоти. По сей последней причине, день пред Рождеством Христовым устроен по дню Великой субботы, тем более кстати, что в оба дня, во древние времена, многие были крещаемы, и для них благопотребна была прилежная молитва и пост Церкви общий; да и богослужение, распространенное таинством крещения, так пополняло дни, что время принятия пищи посему приходилось в вечер.
Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера.
В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.